Оглавление
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ. ........................................................................................ 3
1.1. Цель и задачи воспитания обучающихся. ................................................ 4
1.2. Направления воспитания. ...................................................................... 5
1.3. Целевые ориентиры результатов воспитания.......................................... 6
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ. .................................................................. 12
2.1. Уклад Школы. ............................................................................................. 12
2.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности. ................. 15
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ. ............................................................... 29
3.1. Кадровое обеспечение. ............................................................................. 29
3.2. Нормативно-методическое обеспечение. ........................................... 31
3.3 Требования к условиям работы с детьми с особыми образовательными
потребностями .................................................................................................... 31
3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся. .................................................................. 33
3.5. Анализ воспитательного процесса.......................................................... 35
Пояснительная записка
2
Рабочая программа воспитания Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения Ядрышниковская основная
общеобразовательная школа (далее – Программа воспитания) разработана на
основе Федеральной рабочей программы воспитания для
общеобразовательных организаций. Данная программа основывается на
единстве и преемственности образовательного процесса всех уровней общего
образования, соотносится с рабочими программами воспитания для
образовательных организаций дошкольного и среднего профессионального
образования.
Программа воспитания:
предназначена для планирования и организации системной
воспитательной деятельности в МБОУ Ядрышниковская ООШ №22;
разработана с участием коллегиальных органов управления МБОУ
Ядрышниковская ООШ №22, в том числе Совета обучающихся и
утверждена педагогическим советом школы;
реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности,
осуществляемой совместно с семьей и другими участниками
образовательных отношений, социальными институтами воспитания;
предусматривает приобщение обучающихся к российским
традиционным духовным ценностям, включая ценности своей
этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в
российском обществе на основе российских базовых
конституционных норм и ценностей;
предусматривает историческое просвещение, формирование
российской культурной и гражданской идентичности обучающихся.
Программа воспитания включает три раздела: целевой, содержательный,
организационный.
В соответствии с особенностями МБОУ Ядрышниковская ООШ №22
внесены изменения в содержательный и организационный разделы
программы воспитания. Изменения связаны с особенностями
организационно-правовой формы, контингентом обучающихся и их
родителей (законных представителей), направленностью образовательной
программы, в том числе предусматривающей углубленное изучение
отдельных учебных предметов, учитывающей этнокультурные интересы,
особые образовательные потребности обучающихся.
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ.
Содержание воспитания обучающихся в МБОУ Ядрышниковская
ООШ №22 определяется содержанием российских базовых (гражданских,
национальных) норм и ценностей, которые закреплены в Конституции
Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют инвариантное
содержание воспитания обучающихся. Вариативный компонент содержания
3
воспитания обучающихся включает традиционные российские духовнонравственные ценности культуры, традиционных религий народов России.
Воспитательная деятельность в Школе планируется и осуществляется в
соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания.
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей
является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские
традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и
умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного
общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Цель и задачи воспитания обучающихся.
Цель воспитания:
развитие личности, формирование у обучающихся трудолюбия,
ответственного отношения к труду и его результатам, создание условий для
самоопределения и социализации на основе социокультурных, традиционных
российских духовно-нравственных ценностей и принятых в российском
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и
государства;
формирование у обучающихся чувства патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации,
природе и окружающей среде.
Задачи воспитания:
усвоение обучающимися знаний норм, традиционных российских
духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское
общество (социально значимых знаний);
формирование и развитие личностных отношений к этим нормам,
ценностям, традициям (их освоение, принятие);
приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных
отношений, применения полученных знаний;
достижение личностных результатов освоения общеобразовательных
программ в соответствии с ФГОС.
Личностные результаты освоения обучающимися
общеобразовательных программ включают:
осознание российской гражданской идентичности;
сформированность ценностей самостоятельности и инициативы;
готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и
личностному самоопределению;
наличие мотивации к целенаправленной социально значимой
деятельности;
1.1.
4
сформированность внутренней позиции личности как особого
ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Воспитательная деятельность в Школе планируется и осуществляется
на основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического,
системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с
учётом принципов воспитания: гуманистической направленности
воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования
нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности,
возрастосообразности.
1.2.
Направления воспитания.
Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной
деятельности Школы по основным направлениям воспитания в соответствии
с ФГОС и отражает готовность обучающихся руководствоваться ценностями
и приобретать первоначальный опыт деятельности на их основе, в том числе
в части:
1) Гражданского воспитания, способствующего формированию
российской гражданской идентичности, принадлежности к общности
граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в
Российском государстве и субъекту тысячелетней российской
государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина
России, правовой и политической культуры.
2) Патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к
родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России;
историческое просвещение, формирование российского национального
исторического сознания, российской культурной идентичности.
3) Духовно-нравственного воспитания на основе духовнонравственной культуры народов России, традиционных религий народов
России, формирование традиционных российских семейных ценностей;
воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и
взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков.
4) Эстетического воспитания, способствующего формированию
эстетической культуры на основе российских традиционных духовных
ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового
искусства.
5) Физического воспитания, ориентированного на формирование
культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия - развитие
физических способностей с учетом возможностей и состояния здоровья,
навыков безопасного поведения в природной и социальной среде,
чрезвычайных ситуациях.
6) Трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к
труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации
на трудовую деятельность, получение профессии, личностное
самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском
5
обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной
деятельности.
7) Экологического воспитания, способствующего формированию
экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе,
окружающей среде на основе российских традиционных духовных
ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей
среды.
8) Ценностей научного познания, ориентированного на воспитание
стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к
получению знаний, качественного образования с учетом личностных
интересов и общественных потребностей.
Целевые ориентиры результатов воспитания.
Требования к личностным результатам освоения обучающимися ООП
установлены ФГОС.
Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным
содержанием воспитания обучающихся на основе российских базовых
(гражданских, конституциональных) ценностей, обеспечивают единство
воспитания, воспитательного пространства.
1.3.1. Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне
начального общего образования.
Целевые ориентиры
Гражданско-патриотическое воспитание
1.3.
знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий
представление о Родине - России, ее территории, расположении;
сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан
России, проявляющий уважение к своему и другим народам;
понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и
будущему родного края, своей Родины - России, Российского государства;
понимающий значение гражданских символов (государственная
символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и
защитников Отечества, проявляющий к ним уважение;
имеющий первоначальные представления о правах и ответственности
человека в обществе, гражданских правах и обязанностях;
принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной
организации, в доступной по возрасту социально значимой деятельности.
Духовно-нравственное воспитание
уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего
6
народа, семейные ценности с учетом национальной, религиозной
принадлежности;
сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий
индивидуальность и достоинство каждого человека;
доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность
оказывать помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего
физический и моральный вред другим людям, уважающий старших;
Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия
нравственным нормам, осознающий ответственность за свои поступки.
Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного
пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми
разных народов, вероисповеданий.
Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы,
родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению.
Эстетическое воспитание
способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе,
искусстве, творчестве людей;
проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой
художественной культуре;
проявляющий стремление к самовыражению в разных видах
художественной деятельности, искусстве.
Физическое воспитание
бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий
основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа
жизни, в том числе в информационной среде;
владеющий основными навыками личной и общественной гигиены,
безопасного поведения в быту, природе, обществе;
ориентированный на физическое развитие с учетом возможностей
здоровья, занятия физкультурой и спортом;
сознающий и принимающий свою половую принадлежность,
соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с
учетом возраста.
Трудовое воспитание
7
сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества;
проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к
результатам труда, ответственное потребление;
проявляющий интерес к разным профессиям;
участвующий в различных видах доступного по возрасту труда,
трудовой деятельности.
Экологическое воспитание
понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы,
влияние людей на природу, окружающую среду;
проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие
действий, приносящих вред природе, особенно живым существам;
выражающий готовность в своей деятельности придерживаться
экологических норм.
Ценности научного познания
выражающий познавательные интересы, активность, любознательность
и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям,
науке;
обладающий первоначальными представлениями о природных и
социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи
живой и неживой природы, о науке, научном знании;
имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и
осмысления опыта в естественно-научной и гуманитарной областях знания.
1.3.2. Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне
основного общего образования.
Целевые ориентиры
Гражданское воспитание
знающий и принимающий свою российскую гражданскую
принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном и
многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе;
понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему
народа России, тысячелетней истории российской государственности на
основе исторического просвещения, российского национального
исторического сознания;
8
проявляющий уважение к государственным символам России,
праздникам;
проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина
России, реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и
свобод, законных интересов других людей;
выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений
экстремизма, терроризма, коррупции в обществе;
принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной
организации, в том числе самоуправлении, ориентированный на участие в
социально значимой деятельности.
Патриотическое воспитание
сознающий свою национальную, этническую принадлежность,
любящий свой народ, его традиции, культуру;
проявляющий уважение к историческому и культурному наследию
своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам,
традициям народов, проживающих в родной стране;
проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры
своего края, своего народа, других народов России;
знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке,
искусстве, спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения,
героев и защитников Отечества в прошлом и современности;
принимающий участие в мероприятиях патриотической
направленности.
Духовно-нравственное воспитание
знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа,
ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов
России, российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учётом
национальной, религиозной принадлежности);
выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки,
поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских
духовно- нравственных ценностей и норм с учётом осознания последствий
поступков;
выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков,
поведения, противоречащих традиционным в России духовно-нравственным
нормам и ценностям;
сознающий соотношение свободы и ответственности личности в
условиях индивидуального и общественного пространства, значение и
ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в
России, умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий;
проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным
семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для
создания семьи, рождения и воспитания детей;
проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и
9
литературе как части духовной культуры своего народа, российского
общества.
Эстетическое воспитание
выражающий понимание ценности отечественного и мирового
искусства, народных традиций и народного творчества в искусстве;
проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным
видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов,
понимание их влияния на поведение людей;
сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации
и самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм,
ценностей, традиций в искусстве;
ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в
художественном творчестве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение
личных усилий в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила
безопасности, безопасного поведения, в том числе в информационной среде;
выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и
отдыха, регулярную физическую активность);
проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления
алкоголя, наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их
последствий, вреда для физического и психического здоровья;
умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и
других людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным
состоянием;
способный адаптироваться к меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, стрессовым ситуациям.
Физическое воспитание
формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные
правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в
том числе в информационной среде;
владеющий основными навыками личной и общественной гигиены,
безопасного поведения в быту, природе, обществе;
ориентированный на физическое развитие с учетом возможностей
здоровья, занятия физкультурой и спортом;
сознающий и принимающий свою половую принадлежность,
10
соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учетом
возраста.
Трудовое воспитание
уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей;
проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда
различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний;
сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления
навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной
профессиональной самореализации в российском обществе;
участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье,
общеобразовательной организации, своей местности) технологической и
социальной направленности, способный инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
выражающий готовность к осознанному выбору и построению
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом
личных и общественных интересов, потребностей.
Экологическое воспитание
понимающий значение и глобальный характер экологических проблем,
путей их решения, значение экологической культуры человека, общества;
сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в
условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе;
ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук
для решения задач в области охраны природы, планирования своих поступков
и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
участвующий в практической деятельности экологической,
природоохранной направленности.
Ценности научного познания
выражающий познавательные интересы в разных предметных областях
с учётом индивидуальных интересов, способностей, достижений;
ориентированный в деятельности на научные знания о природе и
обществе, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
развивающий навыки использования различных средств познания,
накопления знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в
информационной, цифровой среде);
демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов,
осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания,
исследовательской деятельности.
11
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ.
2.1. Уклад Школы.
Процесс воспитания в МБОУ Ядрышниковская ООШ №22
основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и
школьников:
Неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и
ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье,
приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной
организации;
Ориентир на создание в образовательной организации психологически
комфортной среды для каждого ребенка и
взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие
школьников и педагогов;
Реализация процесса воспитания главным образом через создание
в школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и
педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными
эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
Организация основных совместных дел школьников и педагогов
как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
Системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как
условия его эффективности.
В школе сложилась своя воспитательная система, которая включает в себя
три взаимозависимых и взаимосвязанных блока:
1.
Воспитание в процессе обучения.
2.
Внеурочная (внеучебная) деятельность.
3.
Внешкольная деятельность.
Основными традициями воспитания в гимназии являются
следующие:
- стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются
ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция
воспитательных усилий педагогов;
- важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых
для воспитания других совместных дел педагогов и школьников является
коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное
проведение и коллективный анализ их результатов;
в школе создаются такие условия, при которых по мере
взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от
пассивного наблюдателя до организатора);
в проведении общешкольных дел отсутствует
соревновательность между классами, поощряется конструктивное
12
межклассное и межвозрастное взаимодействие школьников, а также их
социальная активность;
педагоги школы ориентированы на формирование
коллективов в рамках школьных классов, кружков, секций и иных детских
объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских
взаимоотношений;
ключевой фигурой воспитания в школе является классный
руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно
развивающую, организационную, посредническую (в разрешении
конфликтов) функции.
Школа находится в сельской местности. Социокультурное окружение
школы – Ядрышниковский сельский клуб, Ядрышниковская сельская
библиотека, Ядрышниковский детский сад. Сотрудничество с партнёрами
проявляется в совместной реализации образовательных проектов и
социальных инициатив, в сохранении традиций, в совершенствовании
образовательной среды школы, что способствует расширению круга общения
всех участников образовательного процесса, позволяет учащимся получать
социальный опыт, способствует развитию личностного потенциала,
позволяет оптимизировать получение учащимися комплексного уровня
образовательных услуг. Родители учащихся осознают необходимость
получения детьми образования повышенного уровня, обеспечивающего
становление высококультурной и разносторонней личности. Поэтому в
течение многих лет воспитательный процесс школа опирается на традиции
интеллектуальных и творческих событий и достижений, традиции
патриотических и военно-спортивных мероприятий.
Значимые для воспитания всероссийские проекты и программы, в
которых МБОУ Ядрышниковская ООШ №22 принимает участие:
1.
РДДМ «Движение первых».
2.
«Орлята России»
3.
Школьный театр.
4.
Школьный музей.
5.
Школьный спортивный клуб.
Традиции и ритуалы: еженедельная организационная линейка с
поднятием Государственного флага РФ;
Проблемные зоны, дефициты, препятствия к достижению
эффективных результатов в воспитательной деятельности:
1.
Сотрудничество с родителями – слабый отклик
родительской общественности на призыв школы к решению проблем
организации воспитательного процесса.
2.
Проблемы коммуникации родителей и классных
руководителей – личное общение часто заменяется сообщениями в
мессенджерах, что понижает эффективность решения проблем.
13
Пути решения вышеуказанных проблем:
1.
Привлечение родительской общественности к
планированию, организации, проведению воспитательных событий и
воспитательных дел, а также их анализу.
2.
Поощрение деятельности активных родителей.
3.
Внедрение нестандартных форм организации
родительских собраний и индивидуальных встреч с родителями.
Нормы этикета обучающихся МБОУ Ядрышниковская ООШ №22:
1.
Соблюдай график посещений, приходи минут за 10–15, не
опаздывай к началу занятий. Если опоздал – вежливо извинись,
спроси разрешения учителя войти в класс и пройти к своему
рабочему месту.
2.
Всегда приветствуй учителя, одноклассников, друзей и
работников школы.
3.
Следи за внешним видом: твоя одежда должна быть
чистой и удобной, прическа – опрятной.
4.
Имей при себе сменную обувь. Верхнюю одежду оставляй
в раздевалке, повесь ее на вешалку. Уличную обувь поставь
аккуратно рядом с вешалкой.
5.
Все необходимое для занятий приготовь заранее –
тетради, учебники, письменные и чертежные принадлежности.
6.
Держи рабочее место в порядке, следи за чистотой парты.
7.
На уроке веди себя тихо, не разговаривай, не ходи по
классу без разрешения. Во время урока отключи звук на мобильном
телефоне и не доставай его.
8.
Если в класс вошел педагог – нужно встать в знак
приветствия.
9.
Не перебивай учителя и одноклассника. Говори, только
когда тебя спрашивают. Если хочешь что-то спросить, подними руку.
10.
Отвечай на поставленные вопросы учителя внятно,
громко, уверенно. Во время обучения будь внимательным, слушай,
думай, старайся.
11.
На перемене не нужно бегать, кричать и драться, свистеть,
толкать других учеников.
12.
Будь вежливым, не груби ни взрослым, ни детям.
Неприличные слова и жесты недопустимы.
13.
Береги школьное имущество, ни в коем случае не порть
его.
14.
Чисто там, где не мусорят. Уважай труд работников
школы.
14
15.
Помогай младшим, не стесняйся просить помощи у
старших.
2.2.Виды, формы и содержание воспитательной деятельности.
2.1.1. Модуль «Урочная деятельность».
Реализация воспитательного потенциала уроков (урочной деятельности,
аудиторных занятий в рамках максимально допустимой учебной нагрузки)
предусматривает:
максимальное использование воспитательных возможностей
содержания учебных предметов для формирования у обучающихся
российских традиционных духовно-нравственных и
социокультурных ценностей, российского исторического сознания на
основе исторического просвещения; подбор соответствующего
содержания уроков, заданий, вспомогательных материалов,
проблемных ситуаций для обсуждений;
включение учителями в рабочие программы по учебным предметам,
курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их
учет в определении воспитательных задач уроков, занятий;
включение учителями в рабочие программы учебных предметов,
курсов, модулей тематики в соответствии с календарным планом
воспитательной работы;
выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное
воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом,
целью и задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов
воспитания; реализацию приоритета воспитания в учебной
деятельности;
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту
изучаемых на уроках предметов, явлений и событий, инициирование
обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего
личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;
применение интерактивных форм учебной работы –
интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию,
игровых методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт
ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит
строить отношения и действовать в команде, способствует развитию
критического мышления;
побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила
общения со сверстниками и педагогическими работниками,
соответствующие укладу общеобразовательной организации,
установление и поддержку доброжелательной атмосферы;
организацию наставничества мотивированных и эрудированных
обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с
15
особыми образовательными потребностями, дающего обучающимся
социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержку исследовательской деятельности
обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных и
групповых проектов воспитательной направленности.
2.1.2. Модуль «Внеурочная деятельность».
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в
целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся
осуществляется в рамках выбранных ими курсов внеурочной деятельности
(далее – курс ВД), занятий, дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ (далее – ДООП):
занятия патриотической, гражданско-патриотической, военнопатриотической, краеведческой, историко-культурной направленности: курс
внеурочной деятельности «Разговоры о важном», программа «Орлята
России»,«ЮИД», «Точка Роста», «ЮОП»,курс внеурочной деятельности
«Россия – мои горизонты»; курс внеурочной деятельности «Семьеведение».
курсы, занятия познавательной, научной, исследовательской,
просветительской направленности: курс внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность», грамотность», курс внеурочной
деятельности «Школьный театр», «Краеведение», «Раскрываем секреты
текста»
2.1.3. Модуль «Классное руководство».
Реализация воспитательного потенциала классного руководства как особого
вида педагогической деятельности, направленной в первую очередь на
решение задач воспитания и социализации обучающихся, предусматривает:
планирование и проведение классных часов целевой воспитательной
тематической направленности;
инициирование и поддержку классными руководителями участия
классов в общешкольных делах, мероприятиях, оказание
необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении и
анализе;
организацию интересных и полезных для личностного развития
обучающихся совместных дел, позволяющих вовлекать в них
обучающихся с разными потребностями, способностями, давать
возможности для самореализации, устанавливать и укреплять
доверительные отношения, стать для них значимым взрослым,
задающим образцы поведения;
сплочение коллектива класса через игры и тренинги на
командообразование, внеучебные и внешкольные мероприятия,
походы, экскурсии, празднования дней рождения обучающихся,
классные вечера;
16
выработку совместно с обучающимися правил поведения класса,
участие в выработке таких правил поведения в образовательной
организации;
изучение особенностей личностного развития обучающихся путем
наблюдения за их поведением, в специально создаваемых
педагогических ситуациях, в играх, беседах по нравственным
проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед
с родителями, учителями, а также (при необходимости) с педагогомпсихологом;
доверительное общение и поддержку обучающихся в решении
проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или
педагогами, успеваемость и др.), совместный поиск решений
проблем, коррекцию поведения обучающихся через частные беседы
индивидуально и вместе с их родителями, с другими обучающимися
класса;
индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных
портфолио, в которых они фиксируют свои учебные, творческие,
спортивные, личностные достижения;
регулярные консультации с учителями-предметниками, направленные
на формирование единства требований по вопросам воспитания и
обучения, предупреждение и (или) разрешение конфликтов между
учителями и обучающимися;
проведение педагогических советов для решения конкретных
проблем класса, интеграции воспитательных влияний педагогов на
обучающихся, привлечение учителей-предметников к участию в
классных делах, дающих им возможность лучше узнавать и понимать
обучающихся, общаясь и наблюдая их во внеучебной обстановке,
участвовать в родительских собраниях класса;
организацию и проведение регулярных родительских собраний,
информирование родителей об успехах и проблемах обучающихся,
их положении в классе, жизни класса в целом, помощь родителям и
иным членам семьи в отношениях с учителями, администрацией;
создание и организацию работы родительского комитета класса,
участвующего в решении вопросов воспитания и обучения в классе,
общеобразовательной организации;
привлечение родителей (законных представителей), членов семей
обучающихся к организации и проведению воспитательных дел,
мероприятий в классе и общеобразовательной организации;
проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и других
мероприятий.
2.1.4. Модуль «Основные школьные дела».
Реализация воспитательного потенциала основных школьных дел
предусматривает:
17
общешкольные праздники, ежегодные творческие (театрализованные,
музыкальные, литературные и др.) мероприятия, связанные с
общероссийскими, региональными праздниками, памятными датами,
в которых участвуют все классы;
участие во всероссийских акциях, посвященных значимым событиям
в России, мире;
торжественные мероприятия, связанные с завершением образования,
переходом на следующий уровень образования, символизирующие
приобретение новых социальных статусов в образовательной
организации, обществе;
церемонии награждения (по итогам учебного периода, года)
обучающихся и педагогов за участие в жизни образовательной
организации, достижения в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах,
вклад в развитие образовательной организации, своей местности;
социальные проекты в образовательной организации, совместно
разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогическими
работниками, в том числе с участием социальных партнеров,
комплексы дел благотворительной, экологической, патриотической,
трудовой и другой направленности;
проводимые для жителей населенного пункта и организуемые
совместно с семьями обучающихся праздники, фестивали,
представления в связи с памятными датами, значимыми событиями
для жителей населенного пункта;
разновозрастные сборы, многодневные выездные события,
включающие в себя комплекс коллективных творческих дел
гражданской, патриотической, историко-краеведческой,
экологической, трудовой, спортивно-оздоровительной и другой
направленности;
вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела
в разных ролях (сценаристов, постановщиков, исполнителей,
корреспондентов, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов,
ответственных за костюмы и оборудование, за приглашение и
встречу гостей и др.), помощь обучающимся в освоении навыков
подготовки, проведения, анализа общешкольных дел;
наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки,
проведения, анализа основных школьных дел, мероприятий, их
отношениями с обучающимися разных возрастов, с педагогическими
работниками и другими взрослыми.
2.1.5. Модуль «Внешкольные мероприятия».
Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий
предусматривает:
общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые
совместно с социальными партнерами образовательной организации;
18
внешкольные тематические мероприятия воспитательной
направленности, организуемые педагогами по изучаемым в
образовательной организации учебным предметам, курсам, модулям;
экскурсии, походы выходного дня, организуемые в классах
классными руководителями, в том числе совместно с родителями
(законными представителями) обучающихся с привлечением их к
планированию, организации, проведению, оценке мероприятия;
литературные, исторические, экологические и другие походы,
экскурсии и др., организуемые педагогическими работниками, в том
числе совместно с родителями (законными представителями)
обучающихся для изучения историко-культурных мест, событий,
биографий ,историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны и др.;
выездные события, включающие в себя комплекс коллективных
творческих дел, в процессе которых складывается детско-взрослая
общность, характеризующаяся доверительными взаимоотношениями,
ответственным отношением к делу, атмосферой эмоциональнопсихологического комфорта.
2.1.6. Модуль «Организация предметно-пространственной среды».
Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды
предусматривает совместную деятельность педагогов, обучающихся, других
участников образовательных отношений по ее созданию, поддержанию,
использованию в воспитательном процессе:
оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в
образовательную организацию государственной символикой
Российской Федерации, субъекта Российской Федерации,
муниципального образования (флаг, герб), изображениями
символики Российского государства в разные периоды тысячелетней
истории, исторической символики региона;
организацию и проведение церемоний поднятия (спуска)
государственного флага Российской Федерации;
размещение карт России, регионов, муниципальных образований
(современных и исторических, точных и стилизованных,
географических, природных, культурологических, художественно
оформленных, в том числе материалами, подготовленными
обучающимися) с изображениями значимых культурных объектов
местности, региона, России, памятных исторических, гражданских,
народных, религиозных мест почитания, портретов выдающихся
государственных деятелей России, деятелей культуры, науки,
производства, искусства, военных, героев и защитников Отечества;
изготовление, размещение, обновление художественных изображений
(символических, живописных, фотографических, интерактивных
19
аудио и видео) природы России, региона, местности, предметов
традиционной культуры и быта, духовной культуры народов России;
организацию и поддержание в образовательной организации
звукового пространства позитивной духовно-нравственной,
гражданско-патриотической воспитательной направленности
(звонки-мелодии, музыка, информационные сообщения), исполнение
гимна Российской Федерации;
разработку, оформление, поддержание, использование в
воспитательном процессе «мест гражданского почитания» (в том
числе если образовательная организация носит имя выдающегося
исторического деятеля, ученого, героя, защитника Отечества и др.) в
помещениях образовательной организации или на прилегающей
территории для общественно-гражданского почитания лиц, мест,
событий в истории России; мемориалов воинской славы, памятников,
памятных досок;
оформление и обновление «мест новостей», стендов в помещении
содержащих в доступной, привлекательной форме новостную
информацию позитивного гражданско-патриотического, духовнонравственного содержания, фотоотчеты об интересных событиях,
поздравления педагогов и обучающихся и др.;
подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций
творческих работ обучающихся в разных предметных областях,
демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг
друга;
поддержание эстетического вида и благоустройство образовательной
организации, озеленение территории при образовательной
организации;
разработку, оформление, поддержание и использование игровых
пространств, спортивных и игровых площадок, зон активного и
тихого отдыха;
создание и поддержание в библиотеке стеллажей свободного
книгообмена, на которые обучающиеся, родители, педагоги могут
выставлять для общего использования свои книги, брать для чтения
другие;
деятельность классных руководителей и других педагогов вместе с
обучающимися, их родителями по благоустройству, оформлению
школьных аудиторий, пришкольной территории;
разработку и оформление пространств проведения значимых
событий, праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих
вечеров (событийный дизайн);
разработку и обновление материалов (стендов, плакатов,и др.),
акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания
20
ценностях, правилах, традициях, укладе образовательной
организации, актуальных вопросах профилактики и безопасности.
Предметно-пространственная среда строится как максимально доступная для
обучающихся с особыми образовательными потребностями.
2.1.7. Модуль «Взаимодействие с родителями (законными
представителями)».
Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями
(законными представителями) обучающихся предусматривает:
создание и деятельность в образовательной организации, в классах
представительных органов родительского сообщества (родительского
комитета образовательной организации, классов), участвующих в
обсуждении и решении вопросов воспитания и обучения,
деятельность представителей родительского сообщества в
Управляющем совете образовательной организации;
тематические родительские собрания в классах, общешкольные
родительские собрания по вопросам воспитания, взаимоотношений
обучающихся и педагогов, условий обучения и воспитания;
родительские дни, в которые родители (законные представители)
могут посещать уроки и внеурочные занятия;
проведение тематических собраний (в том числе по инициативе
родителей), на которых родители могут получать советы по вопросам
воспитания, консультации психологов, врачей, социальных
работников, служителей традиционных российских религий,
обмениваться опытом;
родительские форумы на официальном сайте образовательной
организации в информационно-коммуникационной сети Интернет,
интернет- сообщества, группы с участием педагогов, на которых
обсуждаются интересующие родителей вопросы, согласуется
совместная деятельность;
участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в
случаях, предусмотренных нормативными документами о психологопедагогическом консилиуме в образовательной организации в
соответствии с порядком привлечения родителей (законных
представителей);
привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и
проведению классных и общешкольных мероприятий;
целевое взаимодействие с законными представителями детей-сирот,
оставшихся без попечения родителей, приемных детей.
2.1.8. Модуль «Самоуправление».
Реализация воспитательного потенциала ученического самоуправления в
образовательной организации предусматривает:
21
организацию и деятельность органов ученического самоуправления
(совет обучающихся или других), избранных обучающимися;
представление органами ученического самоуправления интересов
обучающихся в процессе управления образовательной организацией;
защиту органами ученического самоуправления законных интересов
и прав обучающихся;
участие представителей органов ученического самоуправления в
разработке, обсуждении и реализации рабочей программы
воспитания, календарного плана воспитательной работы, в анализе
воспитательной деятельности в образовательной организации.
2.1.9. Модуль «Профилактика и безопасность».
Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в
целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в
образовательной организации предусматривает:
организацию деятельности педагогического коллектива по созданию
в образовательной организации эффективной профилактической
среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия
успешной воспитательной деятельности;
проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и
ресурсов повышения безопасности, выделение и психологопедагогическое сопровождение групп риска обучающихся по разным
направлениям (агрессивное поведение, зависимости и др.);
проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся
групп риска силами педагогического коллектива и с привлечением
сторонних специалистов (психологов, конфликтологов,
коррекционных педагогов, работников социальных служб,
правоохранительных органов, опеки и др.);
разработку и реализацию профилактических программ, направленных
на работу как с девиантными обучающимися, так и с их окружением;
организацию межведомственного взаимодействия;
вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты,
программы профилактической направленности социальных и
природных рисков в образовательной организации и в
социокультурном окружении с педагогами, родителями,
социальными партнерами (антинаркотические, антиалкогольные,
против курения, вовлечения в деструктивные детские и молодежные
объединения, культы, субкультуры, группы в социальных сетях; по
безопасности в цифровой среде, на транспорте, на воде, безопасности
дорожного движения, противопожарной безопасности,
антитеррористической и антиэкстремистской безопасности,
гражданской обороне и др.);
организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями
социально одобряемого поведения, по развитию навыков
22
саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативным
воздействиям, групповому давлению;
профилактику правонарушений, девиаций посредством организации
деятельности, альтернативной девиантному поведению, – познания
(путешествия), испытания себя (походы, спорт), значимого общения,
творчества, деятельности (в том числе профессиональной,
религиозно-духовной, благотворительной, художественной и др.);
предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в
случаях появления, расширения, влияния в образовательной
организации маргинальных групп обучающихся (оставивших
обучение, криминальной направленности, с агрессивным поведением
и др.);
профилактику расширения групп, семей обучающихся, требующих
специальной психолого-педагогической поддержки и сопровождения
(слабоуспевающие, социально запущенные, социально не
адаптированные дети-мигранты, обучающиеся с ОВЗ и др.).
Реализация воспитательного потенциала социального
партнерства предусматривает:
участие представителей организаций-партнеров, в том числе в
соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении
отдельных мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и
календарного плана воспитательной работы (дни открытых дверей,
государственные, региональные, школьные праздники,
торжественные мероприятия и др.);
участие представителей организаций-партнеров в проведении
отдельных уроков, внеурочных занятий, внешкольных мероприятий
соответствующей тематической направленности;
проведение на базе организаций-партнеров отдельных уроков,
занятий, внешкольных мероприятий, акций воспитательной
направленности;
проведение открытых дискуссионных площадок (детских,
педагогических, родительских) с представителями организацийпартнеров для обсуждения актуальных проблем, касающихся жизни
образовательной организации, муниципального образования,
региона, страны;
реализация социальных проектов, совместно разрабатываемых
обучающимися, педагогами с организациями-партнерами
благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и
другой направленности, ориентированных на воспитание
обучающихся, преобразование окружающего социума, позитивное
воздействие на социальное окружение.
2.1.11. Модуль «Профориентация».
23
Реализация воспитательного потенциала профориентационной работы
образовательной организации предусматривает:
проведение циклов профориентационных часов, направленных на
подготовку обучающегося к осознанному планированию и
реализации своего профессионального будущего;
профориентационные игры (игры-симуляции, деловые игры, квесты,
кейсы), расширяющие знания о профессиях, способах выбора
профессий, особенностях, условиях разной профессиональной
деятельности;
экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные
представления о существующих профессиях и условиях работы;
посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий,
тематических профориентационных парков, лагерей, дней открытых
дверей в организациях профессионального, высшего образования;
организацию на базе детского лагеря при образовательной
организации профориентационных смен с участием экспертов в
области профориентации, где обучающиеся могут познакомиться с
профессиями, получить представление об их специфике, попробовать
свои силы в той или иной профессии, развить соответствующие
навыки;
совместное с педагогами изучение обучающимися интернет-ресурсов,
посвященных выбору профессий, прохождение
профориентационного онлайн-тестирования, онлайн-курсов по
интересующим профессиям и направлениям профессионального
образования;
участие в работе всероссийских профориентационных проектов;
индивидуальное консультирование психологом обучающихся и их
родителей (законных представителей) по вопросам склонностей,
способностей, иных индивидуальных особенностей обучающихся,
которые могут иметь значение в выборе ими будущей профессии;
освоение обучающимися основ профессии в рамках различных
курсов, включенных в обязательную часть образовательной
программы, в рамках компонента участников образовательных
отношений, внеурочной деятельности, дополнительного образования.
2.1.12. Модуль «Трудовая деятельность».
Реализация воспитательного потенциала трудовой деятельности в
Школе предусматривает:
воспитание у детей уважения к труду и людям труда, трудовым
достижениям;
формирование у детей умений и навыков самообслуживания,
потребности трудиться, добросовестного ,ответственного и творческого
отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и
выполнение домашних обязанностей;
24
развития навыков совместной работы, умения работать
самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая
смысл и последствия своих действий;
содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к
социально- значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.
Трудовое воспитание в школе реализуется через следующие виды и
формы воспитательной деятельности:
Учебный труд:
умственный труд на учебных занятиях по учебным предметам, курсам
и модулям, занятиях внеурочной деятельности;
физический труд на учебных занятиях по технологии.
Общественно-полезный труд:
шефство над младшими;
шефство над ветеранами войны и труда, престарелыми людьми;
благоустройство класса, школы, села;
благоустройство пришкольной территории: посадка аллеи
выпускников, акция «Сад памяти» и т.п.;
шефство над историческими памятниками;
экологические субботники, акции;
акция «Чистая школа» (раз в четверть).
Производительный труд:
в летний период: разбивка, прополка, полив клумб; помощь в уборке
школы после ремонта;
плетение маскировочных сетей для участников СВО;
изготовление элементов для тематического оформления классных
кабинетов, коридоров, окон к различным праздничным и памятным датам.
Самообслуживающий труд:
самообслуживание;
подготовка рабочего места к уроку, уборка и поддержание порядка на
рабочем месте;
дежурство в классном (учебном) кабинете;
дежурство по школе, по столовой.
2.1.13. Модуль «Школьный музей».
Реализация воспитательного потенциала школьного музея предусматривает:
на индивидуальном уровне – проектно-исследовательскую
деятельность по изучению, охране и популяризации историкокультурного и природного наследия родного края средствами
краеведения и музейного дела;
на классном уровне – организацию и проведение музейных уроков;
подготовку и проведение междисциплинарных, интегрированных
25
уроков, уроков в трансформированном пространстве; подготовку и
проведение классных часов на базе музея либо по классам с
использованием материалов музея;
на школьном уровне – организация и проведение уроков Мужества,
воспитательных дел, посвященных памятным датам в истории
школы, села, региона, России;
на внешкольном уровне – организация и проведение воспитательных
дел, посвященных памятным датам в истории; участие в конкурсах
различных уровней; размещение экспозиции школьного музея на
площадке Музея Победы; онлайн-экскурсии.
2.1.14. Модуль «Детские общественные объединения».
Воспитание в детских общественных объединениях осуществляется через:
• организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность
получить важный для их личностного развития опыт деятельности,
направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом;
развить в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать,
умение общаться, слушать и слышать других. (Это посильная помощь,
оказываемая школьниками пожилым людям; совместная работа по
проведению культурно-развлекательных мероприятий; помощь в
благоустройстве территории школы; участие школьников в работе на
прилегающей к школе территории, и т.п);
• организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность
получить важный для их личностного развития опыт осуществления дел,
направленных на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом;
развить в себе такие качества как внимание, забота, уважение, умение
сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других;
• поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов,
формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство
причастности к тому, что происходит в объединении
• участие членов детского общественного движения в волонтерском
школьном движении, деятельности на благо конкретных людей и
социального окружения в целом. Особенностью организуемого в школе
воспитательного процесса является его построение на содержании
деятельности Первичного отделения Общероссийской общественногосударственной детско-юношеской организации - Российское движение
детей и молодёжи «Движение первых». Создано в соответствии с
Федеральным законом «О российском движении детей и молодежи» от
14.07.2022 N 261-ФЗ. Ориентирована на формирование социальной
26
активности, культуры, качеств личности у детей подросткового возраста на
основе их группового взаимодействия.
Деятельность школьного отделения РДДМ направлена на воспитание
подрастающего поколения, развитие детей на основе их интересов и
потребностей, а также организацию досуга и занятости обучающихся.
Участником школьного отделения РДДМ может стать любой обучающийся
старше 6 лет. Дети и родители самостоятельно принимают решение об
участии в проектах РДДМ. Подростки получают навыки эффективного
взаимодействия в команде, построения отношений с другими людьми,
проявляют себя в решении групповых задач, делают осознанный выбор,
способны понять свою роль в обществе.
Одно из направлений РДДМ «Движение первых» - программа «Орлята
России» – уникальный проект, направленный на развитие социальной
активности школьников младших классов в рамках патриотического
воспитания граждан РФ. Участниками программы «Орлята России»
становятся не только дети, но и педагоги, родители, ученики-наставники из
старших классов. В содружестве и сотворчестве ребята и взрослые
проходят образовательные треки, выполняют задания, получая уникальный
опыт командной работы, где «один за всех и все за одного». Обучающиеся
принимают участие в мероприятиях и Всероссийских акциях «Дней единых
действий» в таких как: День знаний, День туризма, День учителя, День
народного единства, День матери, День героев Отечества, День
Конституции РФ, Международный день книгодарения, День защитника
Отечества, День космонавтики, Международный женский день, День
счастья, День смеха, День Победы, День защиты детей.
2.1.15. Модуль «Школьные медиа».
Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках
различных видов и форм деятельности:
библиотечные уроки – вид деятельности по формированию
информационной культуры личности учащегося, подготовке ребенка к
продуктивной самостоятельной работе с источниками информации.
Используемые формы: традиционные формы виртуальные экскурсии и
путешествия по страницам книг, тематические уроки- обзоры, уроки –
персоналии, интеллектуальные турниры, библиографические игры,
литературные путешествия, конференции с элементами игровой
деятельности. Также применяется и нестандартные формы урок-информация,
урок-размышление, урок –диспут, урок-презентация, урок-видеопутешествие.
школьный медиацентр – созданная из заинтересованных добровольцев
группа информационно-технической поддержки школьных мероприятий,
27
осуществляющая видеосъемку и мультимедийное сопровождение школьных
праздников, фестивалей, конкурсов, спектаклей, капустников, вечеров.
школьная интернет-группа МБОУ Ядрышниковская ООШ №22 разновозрастное сообщество школьников и педагогов, поддерживающее
интернет-сайт школы и соответствующую группу в социальных сетях с
целью освещения деятельности образовательной организации в
информационном пространстве, привлечения внимания общественности к
школе, информационного продвижения ценностей школы и организации
виртуальной диалоговой площадки, на которой детьми, учителями и
родителями могли бы открыто обсуждаться значимые для школы вопросы.
2.1.16. Модуль «Школьный театр».
На базе школы работает театральная студия «Калейдоскоп».
Школьный театр – это то место, где ребёнок может попробовать себя в
разных ролях, что способствует его самоопределению и дальнейшей
самореализации. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни
в современном обществе навыками социальной активности и
функциональной грамотности. Именно школьный театр может стать
местом, где произойдет становление личностного самосознания,
сформируется культура чувств, способность к общению, овладение
собственным телом, голосом, пластической выразительностью движений,
воспитается чувство меры и вкус, необходимые человеку для успеха в
любой сфере деятельности.
Театрально-эстетическая деятельность, органично включенная в
воспитательный процесс, — универсальное средство развития личностных
способностей человека.
Основное направление деятельности – разработка сценарных
материалов, знакомство с основами режиссёрской деятельности, подготовка
оригинальных сценических решений, необходимых для звукового,
музыкального, светового оформления спектакля, проведение уроков
актёрского мастерства, репетиций, показ спектакля.
Участие в проекте предполагает самостоятельный выбор учащимися
сферы творческой самореализации без ограничений. Участники проекта
приобретают опыт актёрской и режиссёрской деятельности, а также навыки
работы над сценарием произведения. Конечный продукт – спектакль или
мини-спектакль.
2.1.17. «Экскурсии, походы».
Экскурсии, походы помогают школьнику расширить свой кругозор,
получить новые знания об окружающей его социальной, культурной,
природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней,
28
приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных
внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в походах создаются
благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и
ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда,
преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения
рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Эти
воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и
форм деятельности:
-регулярные сезонные экскурсии на природу, организуемые в начальных
классах их классными руководителями («Природа зимой», «Осенний парк»,
«Приметы весны» и т.п.);
-ежегодные походы на природу, экскурсионные поездки в п.г.т.Тугулым
в к/т «Синема», в музей организуемые в классах их классными
руководителями и родителями школьников, после окончания учебного года;
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ.
3.1. Кадровое обеспечение.
Воспитательный процесс в школе обеспечивают специалисты:
Должность
Директор
Кол-во
1
Заместитель
директора по
УВР
3
Советник
директора
1
Функционал
Осуществляет контроль развития системы
организации воспитания обучающихся.
Осуществляет контроль реализации
воспитательного потенциала урочной и
внеурочной деятельности, организует работу с
неуспевающими и слабоуспевающими
учащимися и их родителями (законными
представителями), учителями-предметниками.
Организует методическое сопровождение и
контроль учителей-предметников по
организации индивидуальной работы с
неуспевающими и слабоуспевающими
обучающимися, одаренными учащимися,
учащимися с ОВЗ, из семей «группы риска».
Организует проведение школьных
мероприятий, обеспечивает участие
обучающихся в муниципальных, региональных
и федеральных мероприятиях.
Обеспечивает проведение школьных
мероприятий и организацию участия в
мероприятиях внешкольного уровня по линии
РДДМ. Вовлекает обучающихся, состоящих на
29
Педагогпсихолог
1
Педагогдополнительно
го образования
4
Классный
руководитель
9
Учительпредметник
12
различных видах учета в программы различные
мероприятия. Организует воспитательную
работу в Школе;.
Является куратором Движения Первых.
Курирует деятельность объединений
дополнительного образования, Школьного
спортивного клуба.
Курирует деятельность педагоговорганизаторов, педагогов-психологов,
педагогов дополнительного образования,
классных руководителей.
Курирует работу с платформой «Навигатор
дополнительного образования» в части
школьных программ.
Организует психологическое сопровождение
воспитательного процесса: проводит
коррекционные занятия с учащимися,
состоящими на различных видах учёта;
консультации родителей (законных
представителей) по корректировке детскородительских отношений, обучающихся по
вопросам личностного развития.
Проводит занятия с обучающимися,
направленные на профилактику конфликтов,
буллинга, профориентацию др. Обеспечивает
сопровождение учащихся с ОВЗ.
Разрабатывает и обеспечивает реализацию
дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ.
Вовлекает обучающихся, состоящих на
различных видах учета в программы
дополнительного образования.
Организует воспитательную работу с
обучающимися и родителями на уровне
классного коллектива.
Реализует воспитательный потенциал урока.
Общая численность педагогических работников– 12 человек основных
педагогических работников, из них 10 человек имеют высшее педагогическое
образование, 1 человек – высшую квалификационную категорию, 9 человек –
первую квалификационную категорию. Психолого-педагогическое
сопровождение обучающихся, в том числе и обучающихся с ОВЗ,
30
обеспечивают педагог-психолог, социальный педагог, педагог-логопед.
Классное руководство в 1–9-х классах осуществляют 9 классных
руководителей.
Ежегодно педработники проходят повышение квалификации по
актуальным вопросам воспитания в соответствии с планом-графиком.
К реализации воспитательных задач привлекаются также специалисты
других организаций: работники КДН и ОДН, участковый.
3.2. Нормативно-методическое обеспечение.
Управление качеством воспитательной деятельности в МБОУ
Ядрышниковская ООШ №22 обеспечивают следующие локальные
нормативно-правовые акты:
Положение о классном руководстве;
Положение о дежурстве;
Положение о школьном методическом объединении;
Положение о внутришкольном контроле;
Положение о комиссии по урегулированию споров между
участниками образовательных отношений;
Положение о Совете профилактики;
Положение об Управляющем совете;
Положение о школьной форме;
Положение о ПМПК;
Положение о социально-психологической службе;
Положение о школьной медиатеке;
Положение о защите обучающихся от информации, причиняющей
вред их здоровью и развитию;
Положение об организации дополнительного образования;
Положение о внеурочной деятельности обучающихся;
Положение об ученическом самоуправлении;
Правила внутреннего распорядка для обучающихся;
Положение о первичном отделении РДДМ «Движение первых»;
Положение о школьном спортивном клубе;
Положение о школьном музее;
Положение о школьном театре.
3.3Требования к условиям работы с детьми с особыми
образовательными потребностями
В воспитательной работе с категориями обучающихся, имеющих
особые образовательные потребности: обучающихся с инвалидностью, с
ОВЗ, одарённых,с отклоняющимся поведением, созданы особые условия:
Категория
Условия
31
Обучающиеся с
инвалидностью, ОВЗ
Разработаны адаптированные основные
общеобразовательные программы для детей с ОВЗ.
Педагогом-психологом проводятся
регулярные индивидуальные и групповые
коррекционно-развивающие занятия.
Обучение, при необходимости,
осуществляется индивидуально на дому
Организация бесплатного двух разового
питания (ОВЗ).
Обучающиеся с
отклоняющимся
поведением
Социально-психологическое сопровождение.
Организация педагогической поддержки.
Консультации родителей(законных
представителей) педагога-психолога, социального
педагога.
Коррекционно-развивающие
групповые
и индивидуальные
занятия.
Консультации педагога-психолога.
Психолого- педагогическое сопровождение.
Одаренные дети
Особыми
задачами
воспитания
обучающихся
с
особыми образовательными потребностями в школе
являются:
Налаживание эмоционально-положительного взаимодействия
детей с окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции
в школе;
Формирование доброжелательного отношения к детям и их
семьям со стороны всех участников образовательных отношений;
построение воспитательной деятельности с учётом
индивидуальных особенностей и возможностей каждого обучающегося;
обеспечение психолого-педагогической поддержки семей
обучающихся, содействие повышению уровня их педагогической
,психологической, медико-социальной компетентности.
При организации воспитания детей с особыми образовательными
потребностями учителя школы ориентируются:
–
на формирование личности ребёнка с особыми
образовательными потребностями с использованием адекватных возрасту и
32
физическому и (или) психическому состоянию методов воспитания;
–
на создание оптимальных условий совместного воспитания и
обучения детей с особыми образовательными потребностями и их
сверстников с использованием адекватных вспомогательных средств, и
педагогических приемов, организацией совместных форм работы
воспитателей, педагогов-психологов, учителей-логопедов;
–
на личностно-ориентированный подход в организации всех
видов детской деятельности.
Данные обучающиеся обеспечены льготным питанием. Оказание
психологической помощи осуществляется педагогом- психологом. .В школе
проводятся групповые коррекционные занятия по развитию
интеллектуальных способностей обучающихся.В школе обеспечены условия
охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья. Обеспечен доступ в здание школы
инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
3.4Система поощрения социальной успешности и проявлений
активной жизненной позиции обучающихся.
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и
социальной успешности обучающихся призвана способствовать
формированию у обучающихся ориентации на активную жизненную
позицию, инициативность, максимально вовлекать их в совместную
деятельность в воспитательных целях.
Принципы поощрения, которыми руководствуется МБОУ
Ядрышниковская ООШ №22
1. Публичность поощрения – информирование всех учеников школы о
награждении, проведение процедуры награждения в присутствии
значительного числа школьников.
2. Прозрачность правил поощрения – они регламентированы Положением о
награждениях. Ознакомление школьников и их родителей с локальным актом
обязательно.
3. Регулирование частоты награждений – награждения по результатам
конкурсов проводятся один раз в год по уровням образования.
4. Сочетание индивидуального и коллективного поощрения – использование
индивидуальных и коллективных наград дает возможность стимулировать
индивидуальную и коллективную активность обучающихся, преодолевать
межличностные противоречия между обучающимися, получившими и не
получившими награды.
5. Привлечение к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей
(законных представителей) обучающихся, представителей родительского
сообщества, самих обучающихся, их представителей (с учетом наличия
33
ученического самоуправления), сторонних организаций, их статусных
представителей.
6. Дифференцированность поощрений – наличие уровней и типов наград
позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения.
Форма организации системы поощрений проявлений активной
жизненной позиции и социальной успешности обучающихся МБОУ
Ядрышниковская ООШ №22
Система
поощрения проявлений активной жизненной
позиции и социальной успешности обучающихся призвана способствовать
формированию у обучающихся ориентации на активную жизненную
позицию, инициативность, максимально вовлекать их в совместную
деятельность в воспитательных целях.
Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения
социальной успешности обучающихся строится на принципах:
публичности,открытостипоощрений(информированиевсехобучаю
щихсяонаграждении,проведениенагражденийвприсутствиизначительногочис
лаобучающихся);
соответствияартефактовипроцедурнагражденияукладужизнишкол
ы,качествувоспитывающейсреды,специфическойсимволике,выработаннойис
уществующейвукладешколы;
прозрачностиправилпоощрения(наличиеположенияонаграждения
х,неукоснительное следование порядку, зафиксированному в этом
документе, соблюдение справедливости при выдвижении кандидатур);
регулировании частоты награждений (недопущение
избыточности в поощрениях, чрезмерно большие группы поощряемых ит.п.);
сочетании индивидуального и коллективного
поощрения(использование индивидуальных и коллективных наград дает
возможность стимулировать как индивидуальную, так и коллективную
активность обучающихся, преодолевать межличностные противоречия
между обучающимися, получившими и не получившими награду);
привлечении к участию в системе поощрений на всех стадиях
родителей (законных представителей) обучающихся, представителей
родительского сообщества, самих обучающихся, их представителей (с
учетом наличия ученического самоуправления),сторонние организации, их
статусных представителей;
дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов
наград позволяет продлить стимулирующее действие системы
поощрения).Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции
обучающихся и социальной успешности: индивидуальные и групповые
портфолио, рейтинги, благотворительная поддержка.
Ведение портфолио — деятельность обучающих при её организации и
регулярном поощрении классными руководителями, поддержке
родителями(законнымипредставителями)пособиранию(накоплению)артефакт
34
ов,фиксирующихисимволизирующихдостиженияобучающегося.
Портфолио может включать артефакты признания личностных
достижений, достижений в группе, участия в деятельности (грамоты,
поощрительные письма, фотографии призов, фотоизделий, работ и др.,
участвовавших в конкурсах ит. д.). Кроме индивидуального портфолио
возможно ведение портфолио класса.
Рейтинг — размещение обучающихся или групп в
последовательности,определяемойихуспешностью,достижениямивчем-либо.
Благотворительная поддержка обучающихся, групп обучающихся
(классов и др.) может заключаться в материальной поддержке проведения в
школе воспитательных дел, мероприятий, проведения внешкольных
мероприятий, различных форм совместной деятельности воспитательной
направленности, в индивидуальной поддержке нуждающихся в помощи
обучающихся, семей, педагогических работников.
Благотворительная поддержка обучающихся, групп
обучающихся(классов и др.)производится по средством участия
обучающихся и их родителей(законных представителей) в экологических
акциях по сбору макулатуры.
3.5. Анализ воспитательного процесса.
Анализ воспитательного процесса в МБОУ Ядрышниковская ООШ №22
осуществляется в соответствии с целевыми ориентирами результатов
воспитания, личностными результатами обучающихся на уровне основного
общего образования, установленными ФГОС ООО.
Основным методом анализа воспитательного процесса в образовательной
организации является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью
выявления основных проблем и последующего их решения с привлечением
(при необходимости) внешних экспертов, специалистов.
Планирование анализа воспитательного процесса включено в календарный
план воспитательной работы.
Основные принципы самоанализа воспитательной работы:
взаимное уважение всех участников образовательных отношений;
приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на
изучение прежде всего не количественных, а качественных
показателей, таких как сохранение уклада образовательной
организации, содержание и разнообразие деятельности, стиль
общения, отношений между педагогическими работниками,
обучающимися и родителями;
развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на
использование его результатов для совершенствования
воспитательной деятельности педагогических работников (знания и
сохранения в работе цели и задач воспитания, умелого планирования
воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и
35
содержания совместной деятельности с обучающимися, коллегами,
социальными партнерами);
распределенная ответственность за результаты личностного развития
обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное
развитие – это результат как организованного социального
воспитания, в котором образовательная организация участвует
наряду с другими социальными институтами, так и стихийной
социализации и саморазвития.
Основные направления анализа воспитательного процесса
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
динамика личностного развития обучающихся в каждом классе.
Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем
директора по воспитательной работе (советником директора по воспитанию,
педагогом-психологом, социальным педагогом (при наличии)) с
последующим обсуждением результатов на методическом объединении
классных руководителей или педагогическом совете.
Основным способом получения информации о результатах воспитания,
социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое
наблюдение.
Внимание педагогических работников сосредоточивается на вопросах:
какие проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся
удалось решить за прошедший учебный год;
какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему;
какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит
работать педагогическому коллективу.
1. Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
наличие интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей
совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе
(советником директора по воспитанию, педагогом-психологом, социальным
педагогом (при наличии)), классными руководителями с привлечением
актива родителей (законных представителей) обучающихся, совета
обучающихся.
Способами получения информации о состоянии организуемой совместной
деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть
анкетирования и беседы с обучающимися и их родителями (законными
представителями), педагогическими работниками, представителями совета
обучающихся.
36
Результаты обсуждаются на заседании методических объединений классных
руководителей или педагогическом совете.
Внимание сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством реализации
воспитательного потенциала:
урочной деятельности;
внеурочной деятельности обучающихся;
деятельности классных руководителей и их классов;
проводимых общешкольных основных дел, мероприятий;
внешкольных мероприятий;
создания и поддержки предметно-пространственной среды;
взаимодействия с родительским сообществом;
деятельности ученического самоуправления;
деятельности по профилактике и безопасности;
реализации потенциала социального партнерства;
деятельности по профориентации обучающихся;
школьного музея.
Итогом самоанализа воспитательной работы МБОУ Ядрышниковская ООШ
№22 будет перечень выявленных проблем, которые не удалось решить
педагогическому коллективу школы в 2024-2025 учебном году. Эти
проблемы следует учесть при планировании воспитательной работы на 20252026 учебный год.
37